воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Кофейный «Билл Гейтс»

Каждый мечтает вырваться из омута нищеты, однако не у всех это получается. Кто-то не хочет работать, а кто-то не верит в собственный успех. Миллиардер Говард Шульц всегда считал, что для исполнения заветной мечты необходимы желание и труд. В любой момент  можно начать все с нуля и добиться небывалых высот, главное – никогда не опускать руки.

Говард Шульц – американский бизнесмен, а также исполнительный директор одной из крупнейших сети кафе в мире «Starbucks». Он родился 19 июля 1953 году в Бруклине (Нью-Йорк, США). Родители мальчика много работали, но никогда не могли позволить себе излишеств. Их заветная мечта была проста: они хотели, чтобы сын вырос достойным человеком, способным обеспечить семью. Детство будущего миллиардера прошло в квартале субсидируемых государством домов для малоимущих семей, где из всех развлечений у детворы имелась лишь одна баскетбольная площадка при начальной школе. Большинство обитателей квартала были очень бедны. Считалось, что у местной ребятни мало шансов заявить о себе и чего-то достичь. Говард тоже понимал, как трудно ему будет вырваться из этого омута нищеты. Однако вера в собственные силы и мечту оказалась сильнее препятствий.

В юности Говард наблюдал, как его отец пытался удержаться на разных работах, не приносящих ему удовлетворения. Так, например, когда ребенку было семь лет, отец сломал на работе ногу, и, поскольку контора не обеспечивала его медицинской страховкой, последовавшие за этим семейные финансовые затруднения оставили у него неизгладимый след.

Я видел, как мой отец терял чувство собственного достоинства и самоуважения. Уверен, что его состояние больше было связано с тем, что к нему относились как к обыкновенному работяге.

Домашняя атмосфера была пропитана страхом перед будущим. Именно тогда у Говарда зародилась мысль создать большую компанию, которая приносила бы постоянный доход, вне зависимости от «гипса на ноге». Он рано начал работать. В двенадцать лет продавал газеты, стоял за стойкой местного кафе. Тяжелее всего ему пришлось в шестнадцать лет: в магазине мехов юноше приходилось растягивать шкуры, зарабатывая больше мозолей на руках, чем денег. Однако тяжелый труд лишь закалил характер и еще больше укрепил желание реализовать свою мечту. После получения в 1975 году степени бакалавра Северно-Мичиганского Университета Говард Шульц проработал три года на продажах в «Xerox», затем перешел в представительство шведской компании «Hamamaplast», продававшей бытовую технику, в том числе и кофемолки таким компаниям, как «Starbucks». Именно тогда Говард решил познакомиться с ее владельцами, однажды обнаружив, что некая провинциальная компания закупает у него кофеварок больше, чем отдельные специализированные магазины. Для этого он вылетел в Сиэтл. В итоге, попробовав кофе «Starbucks», Говард сразу в него влюбился, ведь этот кофе не имел ничего общего с тем, что он пробовал раньше. Позже Шульц вспоминал:Я вышел на улицу, шепча про себя: Боже мой, какая чудная компания, какой чудный город. Я хочу стать их частью.

В свою очередь, компания «Starbucks» была основана в 1971 году в Сиэтле (США) тремя творческими людьми: учителем английского языка Джерри Болдуином, учителем истории Зевом Зигалом и писателем Гордоном Боукером. Эти люди обожали кофе и, решив поделиться своей страстью, открыли небольшой магазин по продаже кофе. Здесь предлагался кофе отборных сортов собственной обжарки. Название «Starbucks» происходит от фамилии одного из персонажей романа Германа Мелвилла «Моби Дик» Логотипом компании стало изображение сирены с обнаженной грудью и пупком. Образ сирены символизирует, что кофе в «Starbucks» доставляется из дальних уголков мира. Оригинальный логотип «Starbucks» до сих пор можно увидеть на первом магазине в Сиэтле. Тогда у компании было кредо, благодаря которому ее магазины были популярны в Сиэтле – учить своих покупателей искусству приготовления кофе. Именно этот подход и энтузиазм, с которым работали сотрудники фирмы, так впечатлили 29-летнего Шульца. Он стал буквально напрашиваться на работу, и целый год донимал звонками ее директора Джерри Болдуина. Шульц убеждал его, что компания способна открыть гораздо больше магазинов, а Болдуин опасался, что быстрая экспансия может убить корпоративный дух.
Как-то раз Шульц закончил свою очередную попытку словами: «Хорошо, давайте все делать постепенно, в привычном для вас темпе, но при этом создавать нечто по-настоящему значительное». Через день ему предложили стать директором по маркетингу Starbucks – с зарплатой в два раза меньше, чем он получал в «Hamamaplast». В фирме Говард увидел огромный потенциал и понял, что хочет связать с ней свою жизнь, поэтому он согласился работать там даже за вдвое меньший оклад. И уже в 1982 году он переехал в Сиэтл. В 1983 Говард побывал в Милане и привез из Италии рецепты латте и капуччино, благодаря чему в течение следующего года продажи «Starbucks» выросли в три раза. Но гораздо больше Шульцу понравились сами итальянские кофейни – место для дружеских встреч и досуга. В Соединенных Штатах же кофейни больше походили на «забегаловки» в стиле фаст-фуд. Шульц очень долго обдумывал новую идею, прежде чем в 1985 году предложил Болдуину заняться созданием сети кофеен. Но директор ответил категоричным отказом. Основатели считали, что при таком подходе их магазин потеряет свою суть, и отвлечет потребителей от главного. Они были людьми с традициями. И считали, что настоящий кофе должен быть приготовлен дома. А вот Шульца, идея пить кофе вне дома буквально окрылила. Тогда он, будучи уверенным в своей затее, решил, что откроет собственную кофейню, и уволился из компании.Для своего проекта Говарду понадобилось $1,7 млн. Часть суммы ему одолжили владельцы «Starbucks», остальные же деньги он занял в банке. В апреле 1986 года Шульц открыл в Сиэтле кофейню с итальянским названием Il Giornale. В первый же день у него побывало 300 человек. В заведении Шульца играла «живая» музыка, а кофе продавалось даже на вынос, в специальных стаканчиках. Год спустя Говард узнал, что владельцы «Starbucks» хотят продать свои магазины, обжарочный цех и торговую марку, поскольку не справляются с управлением разросшимся бизнесом. За все они просили $4 млн. Шульц тут же пошел к своим кредиторам и уговорил их на новую ссуду (одним из первых инвесторов «Starbucks» стал основатель Microsoft Билл Гейтс). Как и братья МакДоналды когда-то, три любителя кофе из Сиэтла вышли из своего собственного бизнеса за солидное вознаграждение, а Говард Шульц стал единоличным владельцем и управляющим «Starbucks». Своим кредиторам Говард Шульц обещал, что за пять лет откроет в Штатах 125 кофеен. На деле к 1992 году он смог открыть значительно больше точек, чем запланировал. К апрелю 2000 года у «Starbucks» было более 2400 кофеен в Соединенных Штатах и 350 кофеен в Европе, Азии, на Ближнем Востоке и в Канаде. В том же месяце 46-летний Говард Шульц передал свои полномочия СЕО исполнительному директору «Starbucks» Орину Смиту. Шульц решил полностью сосредоточиться на международной экспансии и даже придумал для себя должность chief global strategist – управляющего глобальной стратегией. Он поставил перед компанией задачу к концу 2001 года открыть 1200 новых кофеен по всему миру. Благо финансовое положение «Starbucks» было просто превосходным – все десятилетие продажи, чистая прибыль и стоимость акций компании непрерывно росли.

Многие предприниматели совершают одну и ту же ошибку. Не желая делегировать полномочия, они окружают себя преданными помощниками. Они боятся ставить на руководящие посты по-настоящему умных, успешных людей.

– Скромные мечты не по мне; я мечтал по-крупному. Если вы хотите построить великое предприятие, придется набраться смелости. Кому нужна мечта, до которой можно дотянуться рукой? Я убежден, что большинство людей способны достичь своей мечты и даже пойти дальше, если они твердо намерены не сдаваться.Вместе с мировым признанием к компании пришли и новые идеи и запросы. В марте 2008 года компания «Starbucks» запустила достаточно интересный проект в интернет, который представляет из себя «сайт идей для Starbucks». Любой человек, будь он сотрудником компании, или простым клиентом может поделиться своей идеей, касательно улучшения кофеен. Каждая идея будет рассмотрена, а какие-то, возможно, даже реализованы. Интересно, что до того как идеи доходят до представителей компании, они подвергаются некоторой экзекуции со стороны зарегистрированных пользователей сайта, которые могут голосовать за каждую идею. Естественно, что в «Starbucks» рассматривают только самые популярные.

Когда Шульц счел компанию достигшей процветания и стабильности, он решил с головой окунуться в спортивный бизнес. Купил известную баскетбольную команду (Seattle SuperSonics) и на время отошел от непосредственного управления фирмой.

Сам бизнесмен уверен, что залог его успеха – страстное отношение к делу. «В критический момент я ощущаю прилив адреналина. Я бегу, преследуя то, чего больше никто не видит, еще долгое время после того, как другие остановились»,
– говорит Шульц. Противоречивость натуры Шульца помогла ему многого достичь. В чем-то он навсегда остался мальчишкой из бруклинских трущоб, боявшимся потерпеть неудачу. Но всегда, вопреки обстоятельствам, он заставлял этот страх работать на себя. Неимоверное упорство, постоянное стремление воплотить свою мечту в жизнь позволили Говарду за короткий срок добиться превосходных результатов в бизнесе.

Но есть в нем еще одно ценное качество, без которого такой прорыв был бы невозможен. Шульц всегда очень хорошо разбирался в людях. Он брал на работу творческих и талантливых менеджеров. Для него не имели значения дипломы престижных университетов, главное – умение работать на благо компании. Он создал по-настоящему сплоченную команду профессионалов, объединенных общей идеей.
Сегодня состояние Говарда Шульца оценивается журналом Forbes в 3млрд долларов. Говард Шульц в соавторстве выпустил знаменитую книгу «Влейте в нее свое сердце: Как чашка за чашкой строилась Starbucks». Она переведена на русский («Влейте в нее свое сердце», пер с англ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005 г.).Говард Шульц

Комментариев нет:

Отправить комментарий